Главная Команда Практики Новости Контакты
emailinfo@lcgroup.by phone_iphone+375 (17) 303 50 50
Записаться send

Указ Президента Республики Беларусь №143 «О поддержке экономики» – неужели это fresh start?

В связи с опубликованием текста Указа №143, у многих возник вопрос – каким образом норма п. 23 направлена на поддержку экономики?

Объясняем.

Согласно п. 23 Указа №143, подпункт 5.6. пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017г. №7 «О развитии предпринимательства», распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления в силу этого декрета.

Напомним, что указанный Декрет №7 вступил в силу 26.02.2018г.

Согласно подп. 5.6 п. 5 Декрета №7, собственник имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юридического лица только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц.

Вместе с тем, вступление в силу указанного пункта формально не являлось вновь открывшимся обстоятельством исходя из смысла Главы 34 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, и сформировавшаяся за 2019г. практика экономических судов является тому подтверждением.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 66 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», нормативный правовой акт, иным образом улучшающий положение граждан и юридических лиц, имеет обратную силу в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также если в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу.

Таким образом, п. 23 Указа №143 улучшает правовое положение лиц, в отношении которых вынесены (но не исполнены полностью) судебные постановления о привлечении к субсидиарной ответственности до 25 февраля 2018 г. (включительно).

Похожая норма уже продолжительное время существует в законодательстве многих западных стран в виде правовой доктрины «fresh start» — системы нормативных правовых актов, регулирующих процедуру несостоятельности и банкротства, позволяющая должнику освободиться от долгов и получить возможность начать все заново.

Да, среди лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности было много номинальных руководителей и учредителей (которым “fresh start” безразличен), но среди привлеченных к субсидиарной ответственности были реальные бизнесмены и предприниматели, которым повезло меньше, чем другим.

Именно для этих людей и принята норма п. 23 Указа №143 – освобожденные от субсидиарной ответственности должники могут, не опасаясь старых долгов, открыть новый бизнес – вот он, fresh start!

Принимая во внимание загруженность судебных исполнителей, и зачастую большие суммы задолженности при привлечении к субсидиарной ответственности, мы полагаем, что у многих должников, привлеченных к субсидиарной ответственности, появилась отличная возможность совершенно законно получить освобождение от обязанности по погашению задолженности.

Также следует отметить, что отмена судебного постановления, исполнением которого занимается судебный исполнитель, в силу абз. 7 ч. 1 ст. 66 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» является безусловным основанием для прекращения исполнительного производства и отмены всех принятых мер: арестов имущества, ограничения в праве на выезд за пределы Республики Беларусь, в праве на управление механическими транспортными средствами и т.д.

Другими словами – пока есть возможность оспорить привлечение к субсидиарной ответственности – надо этим воспользоваться.

Безусловным аргументом «ЗА» хотя бы попытаться обратиться в экономический суд с заявлением о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам является отсутствие необходимости уплачивать государственную пошлину.

Недостатком является то, что заявление о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано не позднее трех месяцев со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств.

Поэтому мы рекомендуем лицам, привлеченным к субсидиарной ответственности, чья задолженность не погашена в полном объеме, как можно скорее обратиться в экономический суд.

Для получения консультации и подготовки заявления в экономический суд Вы всегда можете обратиться к нашим адвокатам, заполнив форму обратной связи.

Поделитесь статьей в:
Оставить заявку Наши специалисты свяжутся с Вами
Спасибо за заявку
insert_chart
Адрес:
г. Минск, ул. Кузьмы Чорного, д.25, офис 136
insert_chart
Время работы:
с 9-00 до 18-00, сб.,вс. - выходной
insert_chart
Телефон: