Главная Команда Практики Новости Контакты
emailinfo@lcgroup.by phone_iphone+375 (17) 303 50 50
Записаться send

О взятках – доступно

Не подмажешь – не поедешь. Эта поговорка видимо появилась еще за долго до изобретения колеса, так как издавна врагом государственного строя является система различного рода подношений, без которых наш человек обойтись почему-то просто не может. И ведь передача в благодарность за помощь или содействие в решении наших жизненных проблем нами не всегда оценивается как взятка, но все же может попадать под действие уголовного закона. Поэтому мы предлагаем вам разобраться в нюансах данного понятия и попытаться определить грань, после которой, благодарность может обратиться сроком заключения.

Коррупция – бич государства. Но она процветает не всегда благодаря чиновникам, и ее уровень во многом зависит и от самого общества. Поэтому не удивительно, что ответственность за взятку может наступить не только у получателя подношения, но и у взяткодателя и посредников во взяточничестве.

Обратившись к Уголовному кодексу Республики Беларусь мы найдем там три статьи предусматривающих уголовное наказание за получение взятки (ст. 430 Уголовного кодекса), дачу взятки (ст. 431) и посредничество во взяточничестве (ст. 432). Во всех трех статьях УК основным фигурантом, конечно же, является должностное лицо.

И здесь у нас часто возникает заблуждение, что взяткой будет считаться только ее дача должностным лицам органов власти, государственных предприятий, учреждений и организаций.

На самом деле, закон относит к должностным лицам, в том числе и тех, кто постоянно или временно либо по специальному полномочию занимает в учреждениях, организациях или на предприятиях, независимо от форм собственности, должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лиц, уполномоченных в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.

Перечень должностей, осуществляющих такие функции, законодательно не закреплен, однако ч.4 ст.4 УК Республики Беларусь содержит универсальные критерии определения должностного лица и в каждом конкретном случае органы осуществляющие правосудие тщательно анализируют характер выполняемых лицом постоянно, временно или по специальному полномочию обязанностей, вытекающих из его служебных полномочий или должности, и определяют является ли лицо специальным субъектом должностного преступления.

Рассматривая наиболее часто встречающиеся категории должностных лиц, отметим исходя из практики, что выполнение организационно-распорядительных обязанностей свойственно руководителям и их заместителям, руководителям структурных подразделений. Административно-хозяйственные обязанности осуществляют начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, их заместители, главные бухгалтеры и их заместители, заведующие складами или хранилищами.

К лицам, уполномоченным на совершение юридически значимых действий, относят тех, кто действует по доверенности от имени юридических лиц, а также лиц, для которых выполнение публично-правовых (юридически значимых) действий является непосредственной профессиональной обязанностью (нотариусы), либо лица, выполняющие юридически значимые действия по специальному полномочию (например врач, выписывающий листок нетрудоспособности).

Наибольшая полемика по вопросу признания работников должностными лицами происходит в отношении врачей и педагогов. Например, всем понятно, что основная функция врача – оказание медицинской помощи, а преподавателя – обучение и воспитание.  И эти функции на первый взгляд не связаны с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также при их исполнении не совершаются юридически значимые действия.

Однако среди работников лечебных и воспитательных учреждений есть и те, кто в силу исполнения своих основных служебных обязанностей являются должностными лицами. Например, заведующий лечебного учреждения или его отделения, директор школы, ректор университета и т.д. Кроме того, врачей есть специальные полномочия – выдавать больничные листки, а у преподавателей – принимать зачеты и экзамены. Несомненно, в момент реализации этих полномочий врачи и преподаватели так же становятся должностными лицами.

Предметом взятки могут быть любые материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и т.п.) либо выгоды имущественного характера, предоставляемые должностному лицу исключительно в связи с занимаемым должностным положением. Это могут быть различного вида услуги подлежащие оплате, но оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, производство строительных, ремонтных, и иных работ, предоставление путевок, проездных билетов, угощение в ресторане и т.п.

Предмет взятки не обязательно должен передаваться лично должностному лицу. Если взятка с ведома или по указанию передается членам его семьи или близким, за использование таким должностным лицом своих полномочий в пользу взяткодателя, содеянное также квалифицируется как взяточничество.

Не имеет также значение время передачи взятки: до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц.

Минимальный размер взятки законом не установлен, так что и шоколадка, переданная за решение вопросов входящих в круг обязанностей взяткополучателя, может повлечь за собой уголовную ответственность.

Однако существуют и некоторые исключения. Так не является получением взятки принятие должностным лицом сувениров и подарков при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, а равно подарков по случаю дня рождения и праздников, если они были вручены должностному лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе.

Но и в этом случае должностному лицу стоит быть осторожным, так как если будет установлено, что под видом подарка передавалась взятка за использование им служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то содеянное также может быть квалифицировано как взяточничество независимо от стоимости предмета взятки.

Определенные попустительства есть и для работников организаций здравоохранения, учреждений образования, учреждений социального обслуживания, иных аналогичных организаций. Они могут получать в дар обычные подарки, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины (в настоящее время 27 х 5 = 135 рублей) от граждан, находящихся в них на лечении, содержании, получающими в них образование, супругами и родственниками этих граждан.

Термин “обычные подарки” законом не определен, но на практике под ними, как правило, понимаются подарки, дарение которых является устоявшейся общепринятой традицией (цветы, конфеты, сувениры и т.п.). Также важно чтобы подарки в этом случае вручались не в связи с исполнением обязанностей должностного лица. Например, подарок врачу за высокий профессионализм при оказании медицинской помощи, доброту и внимательность, подарок от учащихся преподавателю – за профессионально и интересно организованный процесс обучения.

Для тех кто считает, что получение или передача взятки естественное явление нашей жизни и умышленно идет на нарушение закона, обратим внимание на суровость санкций статей уголовного кодекса.

Так, за получение взятки за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий,  наказание может быть назначено от ограничения свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, до лишения свободы на срок до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Повторность, получение взятки путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере обойдется взяточнику от трех до десяти лет лишения свободы со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Если вышеуказанные действия совершаются лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 УК, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение (руководители РБ и их заместители, руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству Республики Беларусь, и их заместители, руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители, судьи, прокуроры и их заместители, руководители органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, таможенных, налоговых органов и их заместители), наказание будет  назначено в виде лишения свободы на срок от пяти до пятнадцати лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Для любителей давать взятки наказания немного поменьше и более разнообразные. Так за первый раз можно получить наказание в виде штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до двух лет, или лишение свободы на срок до пяти лет.

Повторность либо крупный размер наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет. Дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 УК, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом или без штрафа.

Для тех, кто вынужден делать подношения, не лишним будет напомнить, что согласно примечанию к ст. 431 УК Республики Беларусь лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымогательство взятки. Также законом предусмотрено освобождение от ответственности, если взяткодатель после дачи взятки добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.

Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (посредничество во взяточничестве) – наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет. Повторность данного преступления, либо использование при его совершении своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере, наказание может быть в виде ареста, или ограничения свободы на срок до пяти лет, или лишения свободы на срок до шести лет. Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 УК, либо при получении взятки в особо крупном размере – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Согласно примечанию к ст. 432 УК Республики Беларусь виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки также как и взяткодатель освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном и активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления.

Поделитесь статьей в:
Оставить заявку Наши специалисты свяжутся с Вами
Спасибо за заявку
insert_chart
Адрес:
г. Минск, ул. Кузьмы Чорного, д.25, офис 136
insert_chart
Время работы:
с 9-00 до 18-00, сб.,вс. - выходной
insert_chart
Телефон: