Главная Команда Практики Новости Контакты
emailinfo@lcgroup.by phone_iphone+375 (17) 303 50 50
Записаться send

Постановление № 6 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь

19 декабря 2019 г. Пленум Верховного Суда Республики Беларусь принял Постановление № 6 «О применении судами законодательства при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений», которое призвано обеспечить защиту прав и законных интересов участников налоговых правоотношений.
Остановимся на самых интересных, по нашему мнению, пунктах в упомянутом документе.

ПРЕЗУМПЦИЯ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ
Бремя доказывания неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговых обязательств лежит на налоговых и иных уполномоченных органах, их должностных лицах. Если в ходе рассмотрения экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений, будут установлены пробелы в правовом регулировании налоговых отношений, внутренние противоречия в актах налогового законодательства либо иные недостатки, создающие правовую неопределенность, решения должны приниматься в пользу плательщиков налогов, сборов (пошлин).

ПРАВО НА ОСПАРИВАНИЕ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВЫХ И ИНЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ, А ТАКЖЕ ОБ ОБЖАЛОВАНИИ ДЕЙСТВИЙ/БЕЗДЕЙСТВИЙ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Таким правом наделено любое лицо, если оно полагает, что такими решениями, действиями (бездействием) нарушены их права и (или) законные интересы. К ним относятся, в частности: плательщики налогов, сборов (пошлин), собственники имущества, участники, руководители организаций, в том числе бывшие.
При этом за судебной защитой лицо вправе обратиться независимо от того, обращалось ли оно в вышестоящий налоговый, иной уполномоченный орган или вышестоящему должностному лицу.

ФОРМА ОБРАЩЕНИЯ В СУД
В экономический суд по делам об оспаривании решений, об обжаловании действий (бездействия) налоговых, иных уполномоченных органов, их должностных лиц формой обращения является заявление, которое подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 ХПК.
Граждане вправе обжаловать действия (бездействие) налоговых, иных уполномоченных органов, их должностных лиц путем подачи жалоб, которые рассматриваются районными (городскими) судами в порядке, установленном для дел, возникающих из административно-правовых отношений.

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИМ И ГРАЖДАНСКИМ СУДАМ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ:
– о признании недействительными полностью или частично решений налоговых, иных уполномоченных органов;
– о признании незаконными (неправомерными) действий (бездействия) налоговых, иных уполномоченных органов, их должностных лиц;
– об оспаривании исполнительного или иного документа, по которым взыскание производится в бесспорном порядке;
– о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, в том числе за счет имущества плательщика (иного обязанного лица);
– о возврате из бюджета сумм налогов, сборов (пошлин), пеней.
Данный перечень не является исчерпывающим, так как законодательными актами к компетенции судов могут быть отнесены и иные дела, возникающие из налоговых правоотношений.

ПРОВЕРКА ЗАКОННОСТИ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВЫХ, ИНЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ:
Обязанность доказывания законности принятого решения, совершенного действия (допущенного бездействия) возлагается на налоговый, иной уполномоченный орган, их должностных лиц, которые обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих решений, действий (бездействия). К таким материалам, в частности, могут быть отнесены акты проверок, справки, письменные объяснения должностных лиц, заключения государственных органов.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОБОСНОВАННОСТИ КОРРЕКТИРОВКИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ И (ИЛИ) СУММЫ ПОДЛЕЖАЩЕГО УПЛАТЕ (ЗАЧЕТУ, ВОЗВРАТУ) НАЛОГА (СБОРА) (СТ.33 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА):
– сокрытие объектов налогообложения, занижение налоговой базы;
– завышение расходов, затрат, учитываемых при налогообложении;
– завышение вычетов по налогу на добавленную стоимость, профессиональных налоговых вычетов;
– отражение в бухгалтерском и (или) налоговом учете недостоверных сведений об участии контрагентов в хозяйственных операциях;
– учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с уменьшением налоговой базы и (или) зачетом, возвратом суммы налогов, сборов;
– отсутствие материальных и трудовых ресурсов (например, оборудования, складских помещений, транспортных средств, сырья, комплектующих, управленческого и технического персонала), экономически необходимых для совершения хозяйственной операции, отраженной в бухгалтерском и (или) налоговом учете.
При этом Пленум указал на необходимость при оценке данных доказательств руководствоваться принципом преобладания экономического содержания, который означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания.

Более подробно с документом можно ознакомиться по ссылке http://www.pravo.by/upload/docs/op/S21900006_1578603600.pdf

Поделитесь статьей в:
Оставить заявку Наши специалисты свяжутся с Вами
Спасибо за заявку
insert_chart
Адрес:
г. Минск, ул. Кузьмы Чорного, д.25, офис 136
insert_chart
Время работы:
с 9-00 до 18-00, сб.,вс. - выходной
insert_chart
Телефон: