Главная Команда Практики Новости Контакты
emailinfo@lcgroup.by phone_iphone+375 (17) 303 50 50
Записаться send
Новости
Отмена субсидиарной ответственности по вновь открывшимся обстоятельствам
02.07.2020

В связи со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» адвокаты бюро подготовили для наших клиентов заявления о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам по решениям о привлечении к субсидиарной ответственности.

Судами уже назначены первые судебные заседания, о ходе которых мы будем сообщать в разделе «Новости».

Напоминаем, что согласно данному Указу подпункт 5.6 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7, предусматривающий, что привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе руководителя юридического лица, имеющих право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, при недостаточности имущества юридического лица происходит только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц, распространяет свое действия на отношения, возникшие до вступления в силу этого Декрета.

При этом судебные постановления о привлечении к субсидиарной ответственности, принятые по 25.02.2018 и неисполненные в части на день вступления в силу Указа 143 могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном Хозяйственно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Так в 2015 году в результате банкротства организации и отсутствии достаточного имущества для погашения задолженности судом вынесено решение о привлечении директора организации к субсидиарной ответственности по долгам организации. Вместе с тем факт виновности директора в банкротстве организации не был установлен.

В результате обращения гражданина с заявлением о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам судом апелляционной инстанции решение о привлечении к субсидиарной ответственности отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

Обращаем внимание, что согласно ХПК, срок обращения с заявлением о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам составляет 3 месяца с момента открытия обстоятельств,

Таким образом, при желании отменить не исполненное в полном объеме судебное постановление о привлечении к субсидиарной ответственности при отсутствии виновных (умышленных) действий, приведших к банкротству необходимо обратиться в суд в срок до 26.07.2020.

Для получения консультации и подготовки заявления в экономический суд Вы всегда можете обратиться к нашим адвокатам, заполнив форму обратной связи.

Читать полностью send
Уменьшение арендной платы в Минске
12.06.2020

В развитие Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики», Мингорисполком своим решением №1746 от 5.06.2020г. установил возможность уменьшения на 20 процентов размера арендной платы за период с 1 июня по 31 декабря 2020 г. за все площади, предоставленные в аренду из числа капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в собственности города Минска.

Право на такою льготу имеют арендаторы у которых снижение общего объема выручки за апрель – май 2020 г. составило 20 и более процентов по сравнению с выручкой за январь – февраль 2020 г. либо по сравнению с выручкой за аналогичный период прошлого года (при сезонном характере функционирования).

Снижение размера арендной платы производится по обращению арендаторов с заключением дополнительного соглашения к договорам аренды (субаренды) в установленном законодательством порядке.

Читать полностью send
Ставка рефинансирования снова снижена
21.05.2020

С 20 мая 2020 года снижается ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь и устанавливается на уровне 8% годовых.

Данное изменение влияет не только на величину ставок по кредитам, но и затрагивает права участников споров по требованиям о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Если иной размер процентов не установлен законодательством или договором, размер процентов определяется ставкой рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, за исключением взыскания долга в судебном порядке, когда суд удовлетворяет требование кредитора исходя из ставки рефинансирования Национального банка на день вынесения решения.

Если на 19 февраля 2020 года спор о взыскании указанных процентов будет находиться в суде, суд обязан будет применить ставку 8,75% годовых, возвратив истцу государственную пошлину, пропорциональную части процентов, во взыскании которых будет отказано (п. 10.18 постановления Пленума ВХС от 27.05.2011 № 8 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства о государственной пошлине», п. 2 постановления Пленума ВХС от 21.01.2004 № 1 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами»).

Также необходимо напомнить, что при расчете суммы подлежащих уплате процентов принимается точное количество дней в году, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Текущий год является високосным и его продолжительность 366 дней, а значит при исчислении процентов за период с 1.01.2020 года по дату окончания периода расчета необходимо исходить из продолжительности года – 366 дней и действующей на момент расчета (даты вынесения решения суда) ставки рефинансирования Нацбанка.

Читать полностью send
Указ Президента Республики Беларусь №143 «О поддержке экономики» – неужели это fresh start?
11.05.2020

В связи с опубликованием текста Указа №143, у многих возник вопрос – каким образом норма п. 23 направлена на поддержку экономики?

Объясняем.

Согласно п. 23 Указа №143, подпункт 5.6. пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017г. №7 «О развитии предпринимательства», распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления в силу этого декрета.

Напомним, что указанный Декрет №7 вступил в силу 26.02.2018г.

Согласно подп. 5.6 п. 5 Декрета №7, собственник имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юридического лица только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц.

Вместе с тем, вступление в силу указанного пункта формально не являлось вновь открывшимся обстоятельством исходя из смысла Главы 34 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, и сформировавшаяся за 2019г. практика экономических судов является тому подтверждением.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 66 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», нормативный правовой акт, иным образом улучшающий положение граждан и юридических лиц, имеет обратную силу в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также если в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу.

Таким образом, п. 23 Указа №143 улучшает правовое положение лиц, в отношении которых вынесены (но не исполнены полностью) судебные постановления о привлечении к субсидиарной ответственности до 25 февраля 2018 г. (включительно).

Похожая норма уже продолжительное время существует в законодательстве многих западных стран в виде правовой доктрины «fresh start» — системы нормативных правовых актов, регулирующих процедуру несостоятельности и банкротства, позволяющая должнику освободиться от долгов и получить возможность начать все заново.

Да, среди лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности было много номинальных руководителей и учредителей (которым “fresh start” безразличен), но среди привлеченных к субсидиарной ответственности были реальные бизнесмены и предприниматели, которым повезло меньше, чем другим.

Именно для этих людей и принята норма п. 23 Указа №143 – освобожденные от субсидиарной ответственности должники могут, не опасаясь старых долгов, открыть новый бизнес – вот он, fresh start!

Принимая во внимание загруженность судебных исполнителей, и зачастую большие суммы задолженности при привлечении к субсидиарной ответственности, мы полагаем, что у многих должников, привлеченных к субсидиарной ответственности, появилась отличная возможность совершенно законно получить освобождение от обязанности по погашению задолженности.

Также следует отметить, что отмена судебного постановления, исполнением которого занимается судебный исполнитель, в силу абз. 7 ч. 1 ст. 66 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» является безусловным основанием для прекращения исполнительного производства и отмены всех принятых мер: арестов имущества, ограничения в праве на выезд за пределы Республики Беларусь, в праве на управление механическими транспортными средствами и т.д.

Другими словами – пока есть возможность оспорить привлечение к субсидиарной ответственности – надо этим воспользоваться.

Безусловным аргументом «ЗА» хотя бы попытаться обратиться в экономический суд с заявлением о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам является отсутствие необходимости уплачивать государственную пошлину.

Недостатком является то, что заявление о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано не позднее трех месяцев со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств.

Поэтому мы рекомендуем лицам, привлеченным к субсидиарной ответственности, чья задолженность не погашена в полном объеме, как можно скорее обратиться в экономический суд.

Для получения консультации и подготовки заявления в экономический суд Вы всегда можете обратиться к нашим адвокатам, заполнив форму обратной связи.

Читать полностью send
COVID-19: меры поддержки бизнеса в Беларуси
05.05.2020

Влияние COVID-19 на экономику признают все страны мира. Беларусь не исключение, и с момента начала распространения заболевания в стране принято ряд нормативных актов, в целях преодоления негативных последствий сложившейся эпидемиологической ситуации. Предлагаем краткий обзор нормативных документов на начало мая 2020 года, принятие которых так или иначе связанно с COVID-19.

1) Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2020 г. № 149 был установлен временный запрет на вывоз определенных медицинских изделий и товаров до 1 июня 2020 года.

2) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2020 г. № 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19» установило, что лица, прибывшие в Республику Беларусь из стран, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19, в течение 14 календарных дней со дня прибытия в Республику Беларусь:

должны находиться в самоизоляции в домашних условиях;

не подлежат последующему пропуску через Государственную границу Республики Беларусь (до истечения срока самоизоляции).

Исключение:

сотрудники дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств в Республике Беларусь и аккредитованных по совместительству с резиденциями в других странах, международных организаций и их представительств, расположенных на территории Республики Беларусь, а также члены их семей;

главы и члены официальных делегаций;

водители транспортных средств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов;

члены экипажей воздушных судов, судов внутреннего водного транспорта, поездных бригад, локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения;

иностранцы, следующие транзитом через территорию Республики Беларусь для возвращения к месту жительства.

Касательно водителей, выполняющих транзитные автомобильные перевозки грузов через территорию Республики Беларусь, в том числе с территории Российской Федерации в государства – члены Европейского союза и Украину, между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством, установлена обязанность проезжать только по республиканским автомобильным дорогам, на которых возможна остановка (стоянка) для отдыха и питания водителей, заправки транспортных средств, по перечню, установленному постановлением.

Водители, выполняющие транзитные перевозки, обязаны покинуть территорию Республики Беларусь по кратчайшему маршруту не позднее дня, следующего за днем въезда на ее территорию, за исключением случаев, когда невозможность соблюдения указанного срока обусловлена аварией (поломкой) транспортного средства, а также разгрузкой, перегрузкой (перевалкой) груза, заменой транспортного средства, если это предусмотрено условиями договора автомобильной перевозки и указано в транспортных документах. В период остановки (стоянки) водители, выполняющие транзитные перевозки, не должны покидать территорию пунктов остановки (стоянки) для отдыха и питания водителей, заправки транспортных средств согласно перечню дорог и специализированных мест.

3) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2020 г. № 184 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке» принималось в целях недопущения роста цен и обеспечения потребительского рынка Республики Беларусь.

Согласно комментариям МАРТ Постановлением установлен запрет на повышение цен более, чем на 0,5% ежемесячно юридическим лицам всех форм собственности и ИП, которые осуществляют производство (ввоз) и (или) реализацию товаров на внутренний рынок (т.е. производители, импортеры, организации, осуществляющие оптовую торговлю) или оказывают любые виды услуг. Также предусмотрено, что повышение отпускных цен (тарифов) выше 0,5 процента за месяц в связи с ростом контрактной цены, курсовых колебаний, расходов (затрат) и другое, а также любое повышение регулируемых цен (тарифов) на товары (услуги) допускается только после согласования Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь, рассматривающей вопросы согласно Регламенту.

13.04.2020г. МАРТ дополнительно разъяснил, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз на территорию Республики Беларусь, оптовую и розничную торговлю, в порядке, определенном Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» формируют цены на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику в соответствии с положениями названного Указа и без учета требований постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2020 г. № 184, в том числе без согласования с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.

4) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 апреля 2020 года № 229 «О неначислении амортизации основных средств и нематериальных активов в 2020 году» установило, что организации и индивидуальные предприниматели вправе принять решение о неначислении амортизации с 1 января по 31 декабря 2020 г. по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности. При этом нормативные сроки службы и сроки полезного использования указанных объектов основных средств и нематериальных активов продлеваются на срок, в котором начисление амортизации не производилось.

По своей сути амортизация – это перенос стоимости основных средств и нематериальных активов на стоимость производимой продукции (работ, услуг) по мере их износа. За счет не начисления амортизации можно уменьшить себестоимость и увеличить прибыль (на бумаге). Однако ОС и НМА в это время все равно используются и изнашиваются. Таким образом, реальная ситуация будет отличаться от отчетности на бумаге. Вместе с тем увеличение прибыли влечет за собой и увеличение налога на прибыль.

5) Пожалуй, самый важный документ принятый в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией на май 2020 года это Указ Президента Республики Беларусь № 143 от 24 апреля 2020 г. «О поддержке экономики».

Остановимся на наиболее интересных для бизнеса из Указа мерах поддержки:

1) Арендаторы государственного имущества имеют право на отсрочку арендной платы за второй и третий кварталы 2020 года.

Такое право предоставляется по 30 сентября 2020 года по заявлению арендаторам государственного недвижимого имущества либо недвижимого имущества, находящего собственности хозяйственных обществ, доля государства в которых составляет более 50%. При этом арендатор должен либо осуществлять вид экономической деятельности, который перечислен в приложении к Указу (например, розничная торговля, деятельность ресторанов, туристическая деятельность, творческая деятельность и развлечения, деятельность фитнес-клубов, музеев и т.д.), либо оказывать бытовые услуги населению. Такая отсрочка предоставляется с последующей рассрочкой исполнения обязательств по 31 декабря 2020 года. Проценты за отсрочку и рассрочку не будут взиматься.

Что касается арендаторов негосударственного имущества, то для арендодателей такого имущества прописана лишь рекомендация по отсрочке и уменьшению арендной платы.

2) Местные органы власти имеют право изменять срок уплаты налогов, сборов и пошлин, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, срок уплаты которых приходится на период с 1 апреля по 30 сентября 2020 года.

Также, как и по аренде данная мера распространяется на юридических лиц и ИП, основной вид экономической деятельности которых перечислен в приложении к Указу.

3) Местные органы власти вправе принимать решения об уменьшении сумм налога на недвижимость и земельного налога за второй и третий кварталы 2020 года.

4) Введен мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы до 30 сентября 2020 года.

5) Местные органы власти вправе изменять срок уплаты арендной платы подлежащей уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 года за земельные участки, которые находятся в государственной собственности.

6) Индивидуальные предприниматели, уплатившие единый налог в 2020 году, вправе в отношении видов деятельности, являющихся объектом налогообложения единым налогом, перейти с 1-го числа календарного месяца 2020 года на другой порядок налогообложения. При этом необходимо соблюдение условий этого нового порядка налогообложения.

7) Сокращен минимальный срок предупреждения работников об изменении нанимателем существенных условий труда (без уменьшения размеров оплаты труда). Вместе с тем продлен до 3 месяцев срок возможного временного перевода работников в связи с производственной необходимостью, из-за неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации, а также для замещения отсутствующего работника.

8) Предусмотрена выплата больничного тем, кто ухаживает за ребенком в возрасте до 10 лет, посещающим дошкольное или учреждение общего среднего образования, если этот ребенок относится к контактам первого или второго уровня.

9) Норма подпункта 5.6 пункта 5 Декрета № 7 от 23 ноября 2017 года “О развитии предпринимательства”, уставившая наступление субсидиарной ответственности только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями собственников имущества юридического лица, его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе руководителя юридического лица, имеющих право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, теперь распространяет свое действие на отношения возникшие до вступления данного Декрета в силу.

Лица, привлеченные к субсидиарной ответственности, при отсутствии виновных (умышленных) действий, повлекших экономическую несостоятельность (банкротство) предприятий, вправе просить пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам в неисполненной части судебные постановления принятые по 25 февраля 2018 г.

Читать полностью send
Успешная защита интересов застройщика
03.04.2020

Товарищество собственников бизнес-центра обратилось в экономический суд с требованием о понуждении застройщика устранить недостатки строительных работ в виде замены материала фасада, монтажа контура заземления в здании, облицовки лестничного марша, замены дверных заполнений.

Интересы застройщика представляли адвокаты АБ “ЛойерКонсалт групп”.

Благодаря правильно выбранной нами позиции, суд обязал застройщика только устранить недостатки работ по замене дверных заполнений стоимостью 34 тысячи рублей, что составляло лишь малую часть стоимости работ, заявленных истцом в исковом заявлении.

В остальной части суд отказал истцу в удовлетворении требований о понуждении к выполнению дорогостоящих работ по замене фасада в 14-этажном здании, монтажу контура заземления и облицовке лестничного марша.

Решение оставлено без изменения апелляционной инстанцией.

Читать полностью send
Снижение ставки рефинансирования
19.02.2020

С 19 февраля 2020 года снижается ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь и устанавливается на уровне 8,75% годовых.

Данное изменение влияет не только на величину ставок по кредитам, но и затрагивает права участников споров по требованиям о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Если иной размер процентов не установлен законодательством или договором, размер процентов определяется ставкой рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, за исключением взыскания долга в судебном порядке, когда суд удовлетворяет требование кредитора исходя из ставки рефинансирования Национального банка на день вынесения решения.

Если на 19 февраля 2020 года спор о взыскании указанных процентов будет находиться в суде, суд обязан будет применить ставку 8,75% годовых, возвратив истцу государственную пошлину, пропорциональную части процентов, во взыскании которых будет отказано (п. 10.18 постановления Пленума ВХС от 27.05.2011 № 8 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства о государственной пошлине», п. 2 постановления Пленума ВХС от 21.01.2004 № 1 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами»).

Также необходимо напомнить, что при расчете суммы подлежащих уплате процентов принимается точное количество дней в году, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Текущий год является високосным и его продолжительность 366 дней, а значит при исчислении процентов за период с 1.01.2020 года по дату окончания периода расчета необходимо исходить из продолжительности года – 366 дней и действующей на момент расчета (даты вынесения решения суда) ставки рефинансирования Нацбанка.

Читать полностью send
Налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических лиц
05.02.2020

В 2020 году физические лица обязаны самостоятельно представить налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц, в случае получения следующих видов доходов в 2019 году.

Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения (мена, рента), принадлежащих физическому лицу на праве собственности

  • объектов недвижимости

1) второго и последующего в течение пяти лет (т.е. с 2014 по 2019 гг.) не завершенного строительством капитального строения (здания, сооружения), расположенного на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства, в виде служебного надела; жилого дома с хозяйственными постройками (при их наличии); квартиры; дачи; садового домика с хозяйственными постройками (при их наличии); гаража; машино-места; земельного участка; доли в праве собственности на вышеуказанное имущество.

2) первого и последующего в течение 2019 года объекта недвижимости, не указанного выше. (например, административное, офисное, торговое, складское помещение).

  • транспортных средств

1) в течение 2019 года второго и последующего автомобиля, технически допустимая общая масса которого не превышает 3500 кг и число сидячих мест которого помимо сиденья водителя не превышает 8, или другого механического транспортного средства;

2) первого и последующего в течение 2019 года автомобиля, технически допустимая общая масса которого превышает 3500 кг;

3) первого и последующего в течение 2019 года автомобиля, число сидячих мест в котором, помимо сиденья водителя, превышает восемь.

  • доли (пая, части доли или пая) в уставном фонде организации

1) в течение 2019 года иному физическому лицу.

В случае продажи или иного возмездного отчуждения имущества, полученного по наследству, физические лица освобождаются от уплаты подоходного налога.

В результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно

1) при получении в течение 2019 года доходов в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно от физических лиц, по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в размере, превышающем 6569 белорусских рублей от всех источников в течение года.

В случае получения доходов от лиц, состоящих в отношениях близкого родства или свойства, такие доходы не признаются объектом налогообложения подоходным налогом вне зависимости от размера. 

Доходы, полученные за границей или из-за границы

Физические лица, признанные в 2019 году налоговыми резидентами Республики Беларусь (т.е. фактически находились на территории Республики Беларусь в 2019 году более 183 дней) обязаны представить декларацию в случае получения доходов за границей или из-за границы. 

К таким доходам относятся в том числе: 

  • вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности;
  • дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации (за исключением полученных в связи с деятельностью иностранных организаций через постоянное представительство на территории Республики Беларусь), а также проценты, полученные от иностранного индивидуального предпринимателя; 
  • доходы, полученные от отчуждения за пределами территории Республики Беларусь недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, долей учредителей (участников) в уставном фонде, паев в имуществе иностранных организаций либо их части; 
  • доходы, полученные от использования за пределами территории Республики Беларусь объектов интеллектуальной собственности; 
  • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные плательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств; 
  • страховое возмещение и (или) обеспечение при наступлении страхового случая; суммы, полученные в качестве компенсации (возмещения) морального вреда в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • иные доходы, получаемые плательщиком от источников за пределами Республики Беларусь.

Отдельные доходы

1) доходы в виде возврата взносов при прекращении строительства квартир и (или) одноквартирных жилых домов либо в случае удешевления строительства, возврата излишне уплаченных взносов, а также при выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства — в случае применения в отношении сумм таких взносов имущественного налогового вычета;

2) доходы в размере номинальной стоимости жилищных облигаций и процентного дохода, полученных от организации — эмитента этих облигаций при их погашении (досрочном погашении), а также в виде возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости жилого помещения путем приобретения жилищных облигаций, при неисполнении застройщиком обязательств по договору, в соответствии с которым предусматривается строительство жилого помещения для владельца жилищных облигаций, или расторжения такого договора до истечения срока его исполнения — в случае применения в отношении сумм таких доходов имущественного налогового вычета;

3) доходы в виде лизинговых платежей, уплаченных по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп предмета лизинга – одноквартирного жилого дома или квартиры, в случаях, если такой договор не завершился выкупом имущества или в договор были внесены изменения, исключающие условие выкупа предмета лизинга — в случае применения в отношении сумм таких доходов имущественного налогового вычета.

4) доходы в виде возврата страховых взносов при расторжении до истечения трехлетнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на три и более года, — в случае применения в отношении сумм таких взносов социального налогового вычета;

5) доходы в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в размере, превышающем 13128 белорусских рублей;

6) доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности после исключения индивидуального предпринимателя из ЕГР;

7) доходы, полученных от физлиц и организаций, не признаваемых налоговыми агентами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 218 Налогового Кодекса Республики Беларусь.

Сроки представления налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц

В 2020 году физическим лицам необходимо подать налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц за 2019 год в срок по 31 марта 2020 года (включительно). 

Сроки уплаты подоходного налога с физических лиц

После подачи физическим лицом налоговой декларации налоговая инспекция в срок до 30 апреля 2020 направит гражданину извещение об уплате налога, на основании которого подоходный налог необходимо уплатить не позднее 1 июня.

Ответственность за нарушения сроков представления декларации и уплаты налога

Законодательством предусмотрена административная ответственность в случае нарушения физическим лицом срока представления в налоговый орган налоговой декларации. Так, при наличии подлежащей уплате суммы налога и просрочке более 3-х рабочих дней либо при отсутствии подлежащей уплате суммы налога и просрочке более 12-ти месяцев установлена ответственность в виде штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на 0,5 базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 базовых величин. Таким образом, размер штрафа в 2020 году может составить от 54 белорусских рублей до 270 белорусских рублей

В случае нарушения срока уплаты подоходного налога, совершенного по неосторожности, если неуплаченная или не полностью уплаченная сумма налога превышает 1 базовую величину, установлена ответственность в виде штрафа в размере
15 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 0,5 базовой величины (от 13,50 белорусских рублей и более). В случае, если нарушение совершенно умышленно, установлен штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 базовых величин (от 270 белорусских рублей и более).

Однако, если плательщик уплачивает причитающуюся сумму налога до составления акта камеральной проверки, то это не является административным правонарушением и ответственность за нарушение срока уплаты подоходного налога не наступает. В случае добровольной уплаты налога после составления акта камеральной проверки штраф будет уменьшен в 2 раза.

В случае просрочки уплаты подоходного налога налоговая дополнительно потребует уплатить пеню за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Ее размер определяется в процентах от неуплаченной суммы налога с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.

Кроме того, законодательство Республики Беларусь также содержит и уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов. Так, если сумма неуплаченного подоходного налога составит сумму в 2000 и более раз превышающую размер базовой величины (от 54000 белорусских рублей), это может повлечь уголовную ответственность в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ареста со штрафом, ограничения свободы на срок до 3 лет со штрафом, лишения свободы на срок до 3 лет со штрафом. Если же сумма неуплаченного налога составит сумму в 3500 и более раз превышающую размер базовой величины (от 94500 белорусских рублей), это может повлечь наказание в виде ограничения свободы на срок до 5 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения, лишения свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Читать полностью send
Загрузить ещё
Оставить заявку Наши специалисты свяжутся с Вами
Спасибо за заявку
insert_chart
Адрес:
г. Минск, ул. Кузьмы Чорного, д.25, офис 136
insert_chart
Время работы:
с 9-00 до 18-00, сб.,вс. - выходной
insert_chart
Телефон: