Адрес:
220012 г.Минск,
ул.К.Чорного 25-136

Новое в замене стороны в исполнительном производстве

Новое в замене стороны в исполнительном производстве
Назад к статьям

Начатая Указом от 29.11.2013 N 530 "О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов" реформа органов принудительного исполнения получила дальнейшее развитие с принятием и вступлением в силу законодательных актов, призванных обеспечить единообразное исполнение всех категорий исполнительных документов судебными исполнителями.

Так, с 13.05.2017 вступил в силу Закон от 24.10.2016 N 440-З "О судебных исполнителях" (далее - Закон N 440-З), а с 16.05.2017 - Закон от 24.10.2016 N 439-З "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).

С вступлением в силу указанных нормативных правовых актов (а также подзаконных актов в области исполнительного производства) существенно расширились полномочия судебных исполнителей в исполнительном производстве. В частности, у судебного исполнителя появилось право заменять сторону исполнительного производства. Напомним, что раньше замена стороны в исполнительном производстве относилась к компетенции суда и осуществлялась на основании заявления стороны (ее правопреемника) или на основании представления судебного исполнителя.

Сторонами исполнительного производства в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона об исполнительном производстве являются взыскатель и должник. Исходя из абз. 5 ст. 9 Закона N 440-З, судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов имеет право производить замену стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Согласно ч. 2 ст. 19 Закона об исполнительном производстве правопреемство возможно на любой стадии исполнительного производства. Порядок замены стороны вне исполнительного производства по-прежнему регулируют ст. 62 ХПК, ст. 64 ГПК.

Частью 1 ст. 19 Закона об исполнительном производстве предусмотрены следующие основания для замены стороны:

  • выбытие одной из сторон исполнительного производства (по причине смерти гражданина или индивидуального предпринимателя);
  • реорганизация юридического лица;
  • уступка права требования;
  • перевод долга;
  • иные случаи (изменение наименования стороны (Ф.И.О.) и т.п.).

Инициатором замены стороны может выступать как сторона исполнительного производства (ее правопреемник), так и судебный исполнитель. Судебный исполнитель может получить информацию о возникновении оснований для замены стороны от сторон исполнительного производства.

В случае изменения наименования (Ф.И.О.), реорганизации стороны судебный исполнитель, имея доступ к базам данных ЕГР, АИС "Паспорт", вправе самостоятельно заменить сторону исполнительного производства.

Что же касается иных оснований, то замена стороны исполнительного производства ее правопреемником производится судебным исполнителем на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих переход прав и обязанностей стороны исполнительного производства к правопреемнику, если такое правопреемство допускается законодательством, с передачей правопреемнику установленных прав и обязанностей.

Таким основанием может стать заключение сторонами договора перевода долга, договора уступки права требования, иное.

Порядок составления и подачи заявления

Для инициирования замены стороны по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 19 Закона об исполнительном производстве, одной из сторон исполнительного производства достаточно сообщить судебному исполнителю об их возникновении и представить ему подтверждающие документы, направив соответствующее заявление.

Статьей 14 Закона об исполнительном производстве установлены требования к форме и содержанию заявлений (ходатайств) по вопросам, связанным с исполнением исполнительного документа. Так, в заявлении должно быть указано:

  • наименование органа принудительного исполнения, в который подается заявление, ходатайство;
  • сведения о заявителе:
  • для гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя - фамилия, собственное имя, отчество (если имеется), место жительства (пребывания);
  • для юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, - наименование и место нахождения;
  • сведения об исполнительном производстве, по которому подается заявление, ходатайство;
  • обстоятельства, на которых основано заявление, ходатайство;
  • сущность вопроса, подлежащего рассмотрению;
  • перечень прилагаемых документов.

Заявление должно быть подписано заявителем. В случае подписания заявления представителем к заявлению прикладывается документ, подтверждающий полномочия.

Примечание. В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве заявления, ходатайства могут подаваться как в письменной форме, так и в форме электронного документа. Заявление, ходатайство, подаваемые в форме электронного документа, должны содержать адрес электронной почты заявителя и должны быть подписаны электронной цифровой подписью.

Заявление о замене стороны подается в орган принудительного исполнения, в котором на исполнении находится исполнительное производство.

Порядок замены стороны

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Закона об исполнительном производстве судебный исполнитель выносит постановление о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником или об отказе в такой замене. При этом постановление является неотъемлемой частью исполнительного документа.

На практике это происходит следующим образом. На исполнительном документе проставляется отметка с указанием сведений о состоявшемся правопреемстве, а также даты и номера постановления (ч. 5 п. 12 Инструкции по исполнительному производству, утв. постановлением Минюста от 07.04.2017 N 67).

Необходимо обратить внимание, что замена стороны в исполнительном производстве не прерывает течения срока для предъявления исполнительного документа к исполнению. Указанный срок продолжает исчисляться по правилам, установленным законодательством.

Примечание. Если у судебного исполнителя имеются документы, подтверждающие нахождение стороны исполнительного производства в стадии реорганизации, он вправе приостановить исполнительное производство до ее завершения в соответствии с абз. 2 ст. 50 Закона об исполнительном производстве.

Сроки рассмотрения заявления

По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 15 Закона об исполнительном производстве, заявление о замене стороны должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней со дня поступления в орган принудительного исполнения.

Вопрос: Как заменить сторону исполнительного производства, если исполнительный документ направлен по месту получения должником заработной платы, иных доходов для произведения удержаний? Что делать, если исполнительный документ возвращен взыскателю?

Ответ: В таких ситуациях замена стороны судебным исполнителем невозможна.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона об исполнительном производстве и абз. 5 ст. 9 Закона N 440-З судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов имеет право производить замену стороны исполнительного производства правопреемником.

При направлении исполнительного документа по месту получения должником доходов судебный исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства (абз. 3 ч. 1 ст. 55 Закона об исполнительном производстве). Замена стороны судебным исполнителем невозможна, поскольку работа по исполнительному производству судебным исполнителем уже завершена.

Что касается возвращения исполнительного документа взыскателю, то это также выступает основанием для окончания исполнительного производства (абз. 4 ч. 1 ст. 55 Закона об исполнительном производстве). Следовательно, замена стороны судебным исполнителем невозможна.

В случае если процессуальное правопреемство возникает не на стадии исполнительного производства, а до его возбуждения или после его окончания, сторонам необходимо обращаться в суд, выдавший исполнительный документ с заявлением о замене стороны в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством (ст. 62 ХПК и ст. 64 ГПК).

Вопрос: Как заменить сторону по исполнительной надписи, возвращенной с актом о невозможности взыскания?

Ответ: Если у стороны изменилось наименование или произошла реорганизация юридического лица в виде преобразования, в соответствии с ч. 5 п. 214 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утв. постановлением Минюста от 23.10.2006 N 63, по письменному заявлению взыскателя и при наличии сведений (информации) из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждающих изменение наименования либо преобразование юридического лица, документов, выданных органами, регистрирующими акты гражданского состояния, подтверждающих изменение фамилии, собственного имени и (или) отчества физического лица (индивидуального предпринимателя), в исполнительную надпись могут быть внесены изменения путем совершения нотариусом соответствующей отметки. Данные документы (сведения, информация) по просьбе взыскателя могут быть истребованы нотариусом.

При этом отметка о внесении изменений должна содержать указание на документы (сведения, информацию), на основании которых внесены соответствующие изменения, и дату их внесения. Отметка заверяется подписью нотариуса с указанием его статуса и скрепляется его гербовой печатью.

Что же касается правопреемства, возникающего из договоров уступки права требования, договоров перевода долга, то указанная процедура регулируется п. 28 перечня документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, утв. постановлением Совмина от 28.12.2006 N 1737 (далее - перечень N 1737).

Вместе с тем указанная норма имеет некоторые особенности. Во-первых, текст в ней говорится о совершении исполнительной надписи, а не о внесении изменений в уже совершенную исполнительную надпись. Поскольку речь идет о выдаче нотариусом фактически новой исполнительной надписи, взыскателю необходимо будет уплатить нотариальный тариф.

Во-вторых, совершение исполнительной надписи с учетом правопреемства возможно лишь для некоторых категорий задолженности, а именно задолженности:

- по договорам проката, аренды движимого имущества (п. 6 перечня N 1737);

- требованиям, основанным на кредитном договоре, ином договоре, содержащем существенные условия кредитного договора (п. 7 перечня N 1737);

- нотариально удостоверенным сделкам, на основании которых возникает обязательство по уплате денежных средств (п. 10 перечня N 1737);

- арендной плате за нежилые помещения в зданиях, находящихся в государственной собственности и собственности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) (п. 14 перечня N 1737);

- договорам купли-продажи, поставки, подряда, перевозки, возмездного оказания услуг, хранения (п. 25 перечня N 1737).

Таким образом, с целью минимизации возможных расходов по уплате нотариального тарифа взыскателю будет целесообразнее повторно предъявить к исполнению исполнительный документ и в ходе исполнительного производства ходатайствовать перед судебным исполнителем о замене стороны уже в рамках исполнительного производства.

Павел Крупский, юрист

Новости
22.04.2019
Успешный опыт получения профессионального налогового вычета